День большой игры в Московском РО «ФУБ»

Класс соревнования: Турнир
Место проведения: Россия, Москва
10 марта 2012  Московское РО


Ситуации Второго турнира из серии рейтинговых турниров «Бизнес лига»

Ситуация 1. Командировка в Европу

В отделе работают несколько сотрудников, среди которых один — опытный, работает давно, и через некоторое время рассчитывает занять пост начальника отдела; другой — родственник Директора компании, недавно пришел в компанию после окончания престижного зарубежного института и тоже планирует занять место начальника отдела. Скоро предстоит ответственная командировка в Европу для переговоров с важными партнерами. От успеха этих переговоров зависит будущее начальника отдела, в частности — его продвижение в компании. Учитывая тот факт, что бюджет на командировку ограничен, начальник отдела может взять с собой только одного сотрудника. При этом начальник понимает, что новичок вряд ли будет полезен на переговорах, в отличие от опытного сотрудника.

Роли и интересы:

Директор компании — отправить на переговоры своего родственника, чтобы тот мог набираться опыта, но при этом хочет, чтобы начальник отдела гарантировал ему успех переговоров.

Начальник отдела — взять с собой опытного сотрудника или же уговорить директора расширить бюджет на командировку, чтобы взять обоих.

Опытный сотрудник — поехать на переговоры вдвоем с начальником, без родственника, чтобы в дальнейшем между ними не возникло конкуренции.

Родственник — поехать на переговоры, желательно вдвоем с начальником отдела, чтобы увеличить свой вес в отделе.

Ситуация 2. Конкурент в штате

В региональное представительство торговой компании на испытательный срок был принят инженер, который за два года до этого в течение двух лет работал у конкурентов. Прошло 3 недели испытательного срока, в которые вошли новогодние каникулы и корпоративная вечеринка в боулинге. Инженер влился в коллектив, показал себя ответственным, аккуратным и исполнительным работником. Информация о новом сотруднике доходит до Генерального директора компании, и Директор регионального представительства компании получает от Генерального директора указание уволить сотрудника по причине не прохождения испытательного срока, ничего не объясняя.

Роли и интересы:

Генеральный директор — добиться увольнения сотрудника, опасаясь «слива» информации конкурентам.

Директор представительства — убедить Генерального директора в хороших качествах сотрудника, острой потребности в сотрудниках и полном контроле ситуации.

Инженер — заинтересован в работе в компании.

Ситуация 3. «Недопечённый пирожок»

Компания ведёт для Заказчика разработку некоторого программного продукта. Генеральный директор компании-разработчика лично вёл переговоры и подписывал контракт. Но когда срок подошёл к концу, а работа была выполнена лишь наполовину, выясняется, что компания не располагает специалистами, необходимыми для реализации финальной части проекта.

Технический директор компании-разработчика отказывается продолжать работу, так как выполнить ее до конца не сможет, а контракт с ним не согласовывали. Генеральный директор хочет получить от Заказчика 50% суммы договора (так как сделал половину работы) и прекратить действие контракта. Менеджер заказчика требует либо выполнить работу в срок, либо вернуть все деньги назад (авансовые платежи в размере 30%, которые уже произведены). Юрист заказчика считает, что вероятность выигрыша в суде слишком мала, и хочет решить вопрос в досудебном порядке, приложив минимум усилий.

Роли и интересы:

Менеджер заказчика — получить либо результат, либо вернуть все деньги.

Юрист заказчика — решить вопрос без суда.

Генеральный директор компании-разработчика — получить 50% суммы контракта и закрыть его.

Технический директор компании-разработчика — прекратить работу по контракту, так как привлечение нужных специалистов для завершения контракта экономически нецелесообразно, и по времени может затянуться надолго. Сосредоточиться на других, более интересных и выгодных заказах.

Ситуация 4. Отпуск менеджера

Дистрибьютор и Дилер подписали договор, в котором была предусмотрена отсрочка платежа. После того, как Дилер допустил дважды просрочку по оплате, Дистрибьютор отменил отсрочку и установил новый порядок — предоплату за отпускаемый товар. Директор компании Дилера, узнав об этом, начал разбираться, как могла быть допущена просрочка, деньги в компании для исполнения обязательств были. И выяснил, что его Менеджер, отвечавший за это направление, вовремя не подготовил заявку на оплату и ушел в отпуск.

Роли и интересы:

Директор компании Дистрибьютора — наказать Дилера и добиться поставки товара по предоплате. Сохранить хорошие отношения с дилером.

Директор компании Дилера — договориться о возврате к первоначальным условиям поставки с отсрочкой платежа.

Менеджер компании Дилера — исправить ошибку, сохранить рабочее место. Сохранить условие поставки с отсрочкой.

Ситуация 5. Инвестор

Молодая фирма в период кризиса столкнулась с проблемой нехватки оборотных средств. Банки кредиты не дают. Два учредителя с равными долями по 50% пытаются найти решение. Первый учредитель работает директором фирмы. Второй учредитель, оказывая совещательную помощь в управлении, нашел потенциального инвестора, который может вложить реальные деньги в развивающуюся структуру. Второй учредитель, считая, что предложение абсолютно логичное, сталкивается с категорическим сопротивлением первого. Можно с потенциальным инвестором открыть новую фирму и раскручивать ее без первого, но это дополнительные затраты времени и денег. Инвестор может привнести не только деньги, но и знания со связями, что позволит увеличить клиентскую базу, усилить позиции на рынке.

Роли и интересы:

Первый учредитель — сохранить распределение долей, выдержать кризисное время за счет жесткой экономии, не допустить вхождения инвестора в состав учредителей: пусть голодные, но независимые.

Второй учредитель — сохранить со всеми хорошие отношения, привлечь дополнительные ресурсы на фирму, не потерять директора.

Инвестор — войти в состав учредителей фирмы с максимальной долей, обеспечить возврат вложений и получение в дальнейшем прибыли.

Ситуация 6. Инвентаризация

В компании, в структуре которой несколько дочерних предприятий, обязательным условием является проведение полугодовых инвентаризаций. Сотруднику поручили контролировать инвентаризацию всего имущества. В ходе проверок выяснилось, что инвентаризацию большинство бухгалтеров не проводит, хотя никто в этом не признается. Она проводится поверхностно «для галочки», хотя и не во всех подразделениях. При этом малейшие попытки навести порядок наталкиваются на серьезное сопротивление, дело доходит до скандалов и откровенного отказа от внесения каких бы то ни было изменений. Кроме того, даже то, что делается, делается с опозданием и не в полном объеме.

Роли и интересы:

Сотрудник — навести порядок, поскольку существующее положение дел его не устраивает. Прекрасно понимает, кто в случае вскрытия проблемы будет виновным в глазах руководства. Хочет, чтобы инвентаризация проводилась реально и в указанные сроки. Не хочет ссориться с коллективом.

Начальник сотрудника — знает о сложившейся ситуации, но активных действий пока не предпринимает. Других дел по горло. Считает, что нужно подождать полгода–год, а потом провести контрольную проверку.

Директор — заинтересован в точной работе каждого. Если узнает о текущем положении дел, влетит всем.

Бухгалтер — ничего не менять. По его мнению, есть более важная оперативная работа, которой и следует уделять время. Не признаваться, что инвентаризация проводится формально.

Ситуация 7.Зарплата для филиала

Американская компания, работающая в сфере IT, создаёт филиал в Санкт-Петербурге. Назначается Директор филиала, который собирает команду из технических специалистов. Первые месяцы работы получаются не самыми лёгкими. Бывают задержки проектов, допущение ошибок в работе и прочие неприятности. Генеральный директор компании (Америка) и Директор Петербургского филиала понимают, что это естественный период и нужно время, чтобы работа наладилась. Уже через месяц все проекты начинают сдаваться вовремя и в наилучшем качестве.

Однако за второй месяц работы филиала деньги на оплату сотрудников приходят с задержкой на 15 дней. Генеральный директор говорит, что это связанно с «проблемным» периодом, что многим клиентам пришлось пойти на уступки, дабы они закрыли глаза на задержки проектов и ошибки. При этом подтверждает, что процесс наладился, клиенты довольны и проблемы с оплатой будут тоже решены. Тем не менее, оплата следующего рабочего месяца приходит с задержкой уже в 25 дней. А потом и вовсе, проходит 2 рабочих месяца, а деньги не поступают вообще. Генеральный директор (Америка) каждый день обещает, что все деньги вот-вот уйдут, что такие задержки вызваны сложным финансовым положением у многих клиентов, которые только начинают восстанавливаться после финансового кризиса. Но клиенты обещают расплатиться «на днях» и работа филиала будет сразу оплачена.

Однако Специалисты филиала уже не могут и не хотят мириться с задержкой зарплаты в 2 месяца. Недовольство Специалистов растёт всё больше и больше и вот-вот приведёт к тому, что они и вовсе откажутся работать, несмотря на то, что оплачиваются они высоко и работу терять не хотят.

Роли и интересы:

Генеральный директор — сохранить коллектив, отсрочить выплаты зарплат.

Директор филиала — удержать команду и не позволить остановиться работе, чтоб у компании не появилось больше проблем, найти решение финансовой проблемы. В конце концов и он не получает зарплату.

Специалисты — получить оплату за истекший период, не потерять высокооплачиваемую работу. Получить гарантии своевременной оплаты в дальнейшем.